Рак предстательной железы

Рак простаты является одним из самых распространённых онкологических заболеваний. Заболеваемость в России с каждым годом увеличивается, что связано с большей выявляемостью благодаря современным методам диагностики, таким как анализ крови на ПСА- простатоспецифический антиген.

Предстательная железа или простата - мужская половая железа, расположенная в области таза между лобковой костью, мочевым пузырём и прямой кишкой. Основной функцией железы является выработка секрета или сока, являющегося составной частью эякулята(спермы), придающего эякуляту определённые свойства.

Рак предстательной железы поражает, в основном, мужчин старше 50 лет, но описаны случаи заболевания молодых людей 20-25 лет. В пожилом возрасте встречается довольно часто: есть данные, что после 70 лет изменения в простате, характерные для рака, имеются у 30 % мужчин. Следует отметить, что рак простаты относится к так называемым «хроническим опухолям», зачастую развивается очень медленно, не метастазирует, т.е. не поражает другие органы и требует минимального медицинского вмешательства. Но, к сожалению, существуют и агрессивные варианты рака простаты, требующие серьёзного лечения. Как поведёт себя опухоль заранее знать нельзя, но существуют прогностические модели, благодаря которым, с большой долей вероятности можно это предвидеть.

На начальных стадиях заболевание может себя ни как не проявлять. Позднее могут развиваться разнообразные нарушения мочеиспускания (слабый напор мочи, учащённое мочеиспускание, невозможность самостоятельно помочиться) и другие симптомы. Эти нарушения могут появиться и при других, доброкачественных заболеваниях мочеполовой системы. В то же время эти проявления могут отсутствовать.

Основой диагностики на сегодня является анализ крови на ПСА (простатоспецифический антиген). Его повышение выше определённых значений указывает на большую вероятность рака. Единой нормы ПСА нет. Существует зависимость этого показателя от возраста, размеров простаты. Повышаться ПСА может и при воспалении простаты(простатите), после урологических манипуляций. Для раннего выявления рака кровь на ПСА рекомендуется сдавать мужчинам после 45-50 лет, даже при отсутствии жалоб на состояние здоовья. Второй способ выявить заболевание – ПРИ- пальцевое ректальное исследование(врач пальцем руки, одетой в перчатку, прощупывает простату через прямую кишку). Ещё один метод исследования, относящийся к основным, ТРУЗИ (трансректальное УЗИ- ультразвуковое исследование простаты через прямую кишку специальным датчиком). В сомнительных ситуациях пациенту предлагается выполнить МРТ простаты (манитно-резонансную томографию).

При повышении ПСА, выявлении подозрительных участков после ПРИ и ТРУЗИ (и/или МРТ) для исключения или подтверждения диагноза рак выполняется биопсия предстательной железы. Процедура похожа на ТРУЗИ, отличие заключается в том, что при этом производиться забор нескольких(чаще около 12) фрагментов простаты специальной иглой. Обычно процедура выполняется под обезболиванием при помощи введения специального геля (катаджель, луан и др.) в прямую кишку и хорошо переносится пациентом. При подтверждении онкологического диагноза необходимо уточнить, насколько распространился процесс и поражены ли другие органы(по показаниям выплняется МРТ простаты, рентген или компьютерная томография органов грудной клетки, остеосцинтиграфия- исследование костей скелета и др.). После врач определяет тактику ведения пациента. Пожилым мужчинам, при малоагрессивном раке предлагается активное наблюдение или выжидательная тактика(дело в том, что при использовании любого метода лечения могут возникнуть неприятные побочные эффекты, а рак простаты и без лечения может не причинять физических неудобств долгие годы и не развиваться). Более молодым пациентам или при высоком риске прогрессирования предлагается радикальное лечение- операция или лучевая терапия, лекарственная терапия. При далеко зашедшем процессе основное лечение медикаментозное.

НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова является одним из ведущих российских научных и лечебных учреждений в области онкологии. Институт располагает современной материально-технической базой для диагностических и лечебных целей. Специалисты института имеют большой опыт диагностики и лечения рака простаты. Выполняются все необходимые диагностические процедуры, высокотехнологичное оперативное лечение (лапароскопическая радикальная простатэктомия) и лучевая терапия (дистанционная лучевая терапия и высокодозная брахитерапия).

Автор статьи:
Барковский Артем Николаевич