Санаторно-курортное лечение для онкологических пациентов

Онкологическим пациентам, к сожалению, знакомы ситуации, когда им необоснованно отказывают в направлении на санаторно-курортное лечение. Часто врачи в поликлиниках категорически запрещают радикально пролеченным пациентам получение бесплатной путевки в санаторий, только на основании давнишней записи в карте об онкологическом диагнозе. С такой ситуацией не следует сразу соглашаться. Пациент должен знать свои права и четко понимать причины отказа. Рассказывает ТАТЬЯНА ЮРЬЕВНА СЕМИГЛАЗОВА, ЗАВЕДУЮЩАЯ НАУЧНЫМ ОТДЕЛОМ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ОНКОЛОГИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ, ВРАЧ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ, ДОКТОР МЕДИЦИНСКИХ НАУК:

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 5 мая 2015 г. № 281н "Об утверждении перечней медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения" подробно разъясняет технологию отбора на санаторно-курортное лечение в России. Текст этого приказа доступен в интернете, его можно скачать и при необходимости предъявлять его врачу и в других инстанциях. В приказе описаны показания для направления в санаторий того или иного профиля.

У онкологов целесообразность и эффективность реабилитации онкологических пациентов в условиях санатория или курорта не вызывает сомнения. Однако среди врачей других специальностей до сих пор бытует представление об опасности санаторно-курортной реабилитации для больных, перенесших радикальную терапию по поводу злокачественных опухолей.

В Приложение № 3 к приказу Минздрава №2811н утвержден перечень медицинских противопоказаний для санаторно-курортного лечения. Пациентам с различными заболеваниями в острой стадии, в том числе в период обострения хронических заболеваний, с острыми инфекционными заболеваниями, психическими расстройствами и другими заболеваниями,отдых в санатории противопоказан.

В этом же списке - злокачественные новообразования, требующие противоопухолевого лечения, в том числе проведения химиотерапии или постоянного назначения наркотических или психотропных средств для купирования стойкого болевого синдрома. То есть, онкологическим пациентам, которым необходимо радикальное лечение по поводу недавно выявленного заболевания, или лечение рецидива болезни, вправе отказать в санаторно-курортном лечении.

Подозрение на наличие новообразований (новообразование неуточненного характера) также является противопоказанием к санаторно-курортному лечению при отсутствии письменного подтверждения в медицинской документации пациента о том, что пациент (законный представитель пациента) предупрежден о возможных рисках, связанных с осложнениями заболевания в связи с санаторно-курортным лечением. Все выше изложенное распространяется на всех онкологических больных, независимо от возраста, взрослых и детей.

Если же пациент после проведенного лечения хочет поехать в санаторий, то в Приказе Министерства здравоохранения РФ от 5 мая 2015 г. № 281н на этот счет есть четкие указания. Больные после комплексного радикального лечения по поводу злокачественного новообразования при общем удовлетворительном состоянии, отсутствии метастазирования, нормальных показателях периферической крови, могут направляться только в местные санатории для общеукрепляющего лечения. То есть, в санатории в климатической зоне проживания в нежаркое время года, с октября по апрель. Комплексное радикальное лечения пациента по поводу злокачественного новообразования в может ряде случаев включать и хирургическое лечение, и лучевую терапию, и противоопухолевое лекарственное лечение – химиотерапию, таргетную терапию, гормонотерапию, или ограничиться каким-то одним или двумя из перечисленных видов лечения.

Реабилитация онкологических больных в санаториях региона проживания является наиболее эффективной. Такой режим не требует энергетических затрат организма на адаптацию к новым климатическим условиям, что очень важно для онкологических больных, имеющих нарушения в работе основных регуляторных систем организма. Санаторно-курортное лечение способствует укреплению иммунной системы, повышению адаптационных возможностей организма. Основная цель реабилитации онкологических больных в условиях курорта после противоопухолевого лечения – это восстановление нарушенных функций за счет повышения собственных защитных механизмов организма.

Автор статьи:
заведующий научным отделом инновационных методов терапевтической онкологии и реабилитации, врач-онколог