«Для пациента - чудо. Для хирурга - его работа». Репортаж из оперблока НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова
Дата публикации: 12.03.2025
В НМИЦ онкологии имени Н.Н. Петрова каждый день выполняются высокотехнологичные операции, отвечающие стандартам мировой медицины. Успех операции — результат слаженной работы команды ведущих специалистов страны, где каждый участник играет ключевую роль, дополняя друг друга профессионализмом и опытом.
Сегодня мы переступаем порог операционного блока одного из крупнейших онкологических центров России, чтобы рассказать, как передовые научные разработки, инновационные технологии и безупречное мастерство врачей создают истории победы над онкологическими заболеваниями, даря пациентам шанс на новую жизнь.
«Нет других рук»
В отделении опухолей костей, мягких тканей и кожи тихо и светло. На подоконнике, залитом солнечными бликами, стоят книги: детективы с потрёпанными корешками — верные спутники вечеров в больничной палате, фантастические рассказы Рэя Бредбери, книги по искусству и «Маленький принц». Среди книг неожиданно встречается схема вышивки «Цветочное окно».
На стенах отделения — картины, подаренные пациентами. Возле поста медицинской сестры взгляд непроизвольно останавливается на одной из них: словно в кадре немого кино, в больничном коридоре стоит на коленях врач в голубой операционной одежде. Его лицо скрыто маской, а руки сомкнуты в замок на груди. Позади него — фигура в белоснежной одежде и пурпурной накидке, чей жест словно призывает: «Вставай».
По коридору неспеша идёт пациент, привычным жестом поправляя дренажные трубки. Остановившись у поста, он, не отрывая взгляда от холста, произносит вслух:
«У Бога нет других рук, кроме рук хирурга»
Эти слова станут напоминанием, что за каждой победой высокой науки стоит милосердие тех, кто дарит людям надежду.
«Чтобы спасти вам жизнь, нужно ампутировать ногу»
«Изначально мне поставили «липому» — доброкачественное новообразование», — вспоминает Вера, приподнимаясь на больничной кровати. Она заправляет за ухо прядь рыжих волос, на её предплечье видна татуировка, смысл которой можно перевести как «Каждый сам кузнец своего счастья». Поставленный диагноз её не беспокоил, пока опухоль на левом бедре не начала расти и, по словам девушки, не «стала мешать жить».
Вера приняла решение бороться за своё здоровье и снова обратилась за помощью к специалистам, но уже в другом регионе. Ей диагностировали хондросаркому — злокачественную опухоль. Вере исполнилось 34 года, когда после необходимых обследований ей сообщили:
«Чтобы спасти вам жизнь, нужно ампутировать ногу».
Для молодой девушки это известие стало шоком:
Принять Вере предстояло не просто ампутацию левой ноги, но и части таза: межподвздошно-брюшную ампутацию. И сообщить об этом своей семье.
Когда возникает онкологическое заболевание, оно затрагивает всю семью, вовлекая каждого. По мнению клинических психологов, один из самых сложных периодов — это этап постановки диагноза и его прогнозы. Этот этап может растянуться на долгое время, сопровождаясь чувством неопределённости. В это время пациенту необходима поддержка, но часто он боится потревожить близких новостями, которые сложно принять.
Вера дала себе время на принятие, но продолжала «искать ниточки». Так она узнала о НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова и отделении опухолей костей, мягких тканей и кожи, которым руководит врач-онколог, хирург, кандидат медицинских наук Григорий Владимирович Зиновьев.
Решив ехать в Петербург, она уже смирилась с тем, что левую ногу придётся ампутировать:
— Когда я пришла к Григорию Владимировичу, у меня уже не было никаких ожиданий, — делится Вера. — И вдруг он говорит:
«Попробуем сохранить»
«Терпи казак – атаманом будешь»
В светлой палате у окна лежит Борис Владимирович. На прикроватной тумбочке — кнопочный телефон и фрукты: груша и яблоки. Предупредительный лист «Положение тела не менять», прикреплённый над кроватью, подсказывает, что пациент недавно перенёс сложную операцию.
На правой руке мужчины — татуировка со времён армейской службы в Советском Союзе: тёмно-синяя горная цепь, над ней — солнце и короткая, как команда, надпись «Кавказ». Борис Владимирович родом с Кубани, где земля в низинах уже оттаяла, а в предгорьях снег ещё лежит.
В конце февраля Борису Владимировичу провели уникальную операцию по установке индивидуального импланта, созданного с помощью 3D-печати. В большинстве случаев хирурги используют модульные эндопротезы, но при поражении опухолью сложных анатомических зон (например, тазового кольца, крестца, лучезапястного или голеностопного суставов) требуется персонализированное решение. К каждому пациенту — свой подход.
Именно хирурги НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова — одни из первых в стране внедрили 3D протезы для пациентов с хондросаркомами, остеосаркомами и другими злокачественными опухолями опорно-двигательной системы. Это позволило проводить реконструкцию костей предплечья, лучезапястного сустава, бедренной кости, тазового кольца с тазобедренным суставом. Первый такой протез установили в 2017 году. А в 2021-м здесь впервые в России применили комбинацию модульного эндопротеза и 3D-протеза, сохранив 34-летней пациентке коленный сустав. Спустя полгода у неё не было ни рецидива, ни метастазов, ни отёков, ни болевого синдрома.
Борису Владимировичу выполнили протезирование тазового кольца — сама по себе это травматичная операция, после которой пациент обычно восстанавливается длительное время. С помощью специалистов отделения ранней медицинской реабилитации Борис Владимирович уже самостоятельно садится на край кровати.
Ежедневно его навещают инструкторы лечебно-физической культуры Маргарита Александровна Тынкасова и Кристина Андреевна Макарова. «Главная цель — улучшить качество жизни пациента с учётом проведённого лечения, — объясняет Маргарита Александровна. — Бывает тяжело, но мы здесь, чтобы помочь. Мы подстрахуем, мы поддержим».
Клинический психолог Кристина Орхановна Кондратьева обращает внимание, что основная цель на этом этапе — сохранить приверженность пациента к реабилитации:
Инструкторы учат пациента базовым движениям и ходьбе с помощью ходунков. Перед первым подъёмом ему надевают пластиковый ортез с трикотажным вкладышем, который фиксирует правильное положение тела, снижая риск травм и осложнений.
— Вытяните ногу. Найдите пол. Упритесь. Встанем? Голова не кружится? — Борис Владимирович, тяжело дыша, опирается на ходунки и делает первые шаги. Соседи по палате поддерживают:
«Терпи, казак — атаманом будешь!»
Через неделю после операции Борис Владимирович самостоятельно, опираясь на ходунки, идёт по коридору из палаты в перевязочную.
«Для пациента — чудо. Для хирурга — его работа»
В операционной резкий запах костного цемента, используемого при эндопротезировании. Его иногда называют акриловым. В состав добавляют соединения кальция и фтора, близкие по структуре к костной ткани. Затвердевший материал напоминает камень, но под нагрузкой становится эластичным, как резина, амортизируя удары.
— Важная особенность: в костном цементе есть антибиотик, чтобы снизить риск инфекции, — поясняет врач-ординатор Павел Михайлович Горлин, участвовавший в операции. Запах костного цемента в операционной означает, что хирурги уже приступили к установке эндопротеза, удалив опухоль, которая достигала в длину 22 сантиметра и весила больше семи килограммов.
Медицинская сестра, внимательно следит ходом семичасовой операции, предугадывая движения хирургов, подаёт инструменты. Григорий Владимирович и его коллеги зашивают шов, сумев сохранить пациентке ногу.
— Для пациента — чудо. Для хирурга — его работа, — коротко комментирует Григорий Владимирович.
«Я счастлива. Мне сохранили ногу»
— Как? — спрашивает Вера.
— Сейчас покажем.
На вопрос о самочувствии она улыбается:
— Я счастлива. Мне сохранили ногу.
О том, что ногу удалось сохранить, она узнала, когда её перевозили из операционной в реанимацию: «Григорий Владимирович ко мне приходил, обо всём рассказывал. Уже в реанимации я приподнимала одеяло и смотрела на ногу, смотрела… Просыпалась и снова смотрела. Слов не подобрать, насколько я благодарна. Низкий поклон всем».
К тому времени, когда этот материал будет опубликован, и Вера, и Борис Владимирович уже вернутся домой, к своим семьям. Шаг за шагом они продолжат путь к выздоровлению, с надеждой и уверенностью.
Истории этих пациентов — пример того, на что способна современная медицина даже в самых сложных случаях. Благодаря профессионализму хирургов, использованию передовых технологий и индивидуальному подходу врачи могут повысить качество жизни своих пациентов. Органосохраняющие операции, уникальные 3D-протезы, внимание к каждому этапу лечения и реабилитации — всё это делает специалистов НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова одними из лучших в России и в мире.
Доверие к врачам и вера в успех лечения — важные шаги на пути к победе над болезнью. Помните: вы не одни. За вашей спиной — команда профессионалов, которые борются за вас. И вместе мы сможем преодолеть любые трудности. Жизнь продолжается. Спасибо тем, кто дарит её людям.