Лечебная физкультура

Физические нагрузки ‒ важное «подспорье» для борьбы с болезнью, как на физиологическом, так и на психологическом уровне. Если раньше о спортивных упражнениях говорилось как о способе профилактики рака, то в последнее время ученые делают акцент на их эффективности для онкологических больных.

Существует стереотип, что людей, заболевших раком надо всячески оберегать от нагрузок. Исследования Американского общества по борьбе с раком (American Cancer Society) показывают: физические упражнения не только неопасны в период лечения рака, но и способны ослабить симптомы болезни и улучшить качество жизни.

Не редко на фоне онкологического заболевания возникают слабость, ощущение усталости, апатия и т.д.. Кроме того, методы лечения порой отнимают массу сил и энергии. Однако, полное бездействие может усугублять ослабление организма, вести к атрофии мышц и прочим осложнениям. Как утверждают в «Macmillan Cancer Support» — крупнейшей благотворительной британской организации, обеспечивающей медицинскую и информационную поддержку онкологических больных, физические нагрузки во время лечения и реабилитации снижают частоту многих побочных явлений (таких как усталость, стресс, депрессия и снижение веса, ослабление костей и снижение мышечной массы, ухудшение сна, потеря веса и аппетита, запоры).

Умеренные физические нагрузки снижают риск осложнений со стороны сердечно-сосудистой системы, вызываемые действием некоторых химиотерапевтических препаратов и лучевой терапии.

Дозированные нагрузки рекомендуются даже во время прохождения химиотерапии, несмотря на то, что она сопровождается, как правило, синдромом хронической усталости.

Регулярные спортивные тренировки активируют так называемые «естественные киллеры» — большие гранулярные лимфоциты, обладающие цитотоксичностью против опухолевых клеток.

Физические нагрузки должны быть умеренными, не стоит выполнять слишком трудные упражнения, заставлять себя работать на пределе. Давайте себе отдых, когда чувствуете, что это нужно.

Чему способствует физическая активность:

• предотвращению атрофии мышц;
  • укреплению мышечного тонуса и повышению выносливости;
  • уменьшению побочных эффектов лечения — таких, как остеопороз и увеличение веса;
  • повышению энергии и снижению усталости;
  • улучшению работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
  • уменьшению таких побочных эффектов химиотерапии, как рвота и тошнота;
  • улучшению аппетита, пищеварения и сна;
  • снижению тревожности, улучшению настроения, повышению самооценки;
  • снижению риска образования тромбов;
  • уменьшению (неприятной для многих) зависимости от других людей при выполнении простых задач.

Принципы тренировок

• По возможности, в них надо включать упражнения, направленные на укрепление различных групп мышц. При этом всегда надо начинать с простейшей разминки.
  • Лучше комбинировать упражнения, усиливающие выносливость организма (велотренажер, мини-степпер, ходьба) и гимнастику (упражнения на координацию и растяжку).
  • Стоит установить краткосрочные и долгосрочные цели, отмечать свои достижения и вознаграждать себя за них.
  • Идеальный результат, по мнению австралийских специалистов — 2,5 часа умеренной физической активности в неделю. «Распределять» это время можно как угодно (но не одномоментно) — например, по полчаса непрерывных занятий в день или ежедневные три 10-минутки.

Тревожные знаки

• Отеки
  • Одышка
  • Головокружение и/или помутнение зрения
  • Усиление/появление болей
  • При возникновении данных симптомов необходимо вернуться к состоянию покоя.

Противопоказано

• Серьезные физические нагрузки и полноценные тренировки (исключением может стать велотренажер).
  • Бег, прыжки, и тем более «работа с тяжестями» — особенно если существуют побочные явления в виде артрита или остеопороза, проблем с вестибулярным аппаратом или слабости.
  • Стоит избегать и выполнения упражнений на неровных поверхностях, а также любых спортивных элементов, несущих риск падений и ушибов.

По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ):

• Недостаточная физическая активность является одним из основных факторов риска смерти в мире.
  • Недостаточная физическая активность является одним из основных факторов риска развития неинфекционных заболеваний (НИЗ), таких как: рак, сердечно-сосудистые заболевания, и диабет.
  • Физическая активность имеет важные преимущества для здоровья и способствует профилактике НИЗ.
  • Каждый четвертый взрослый человек в мире недостаточно активен.