Осложнения иммунотерапии и их профилактика

В последние годы в лечении онкологических заболеваний наибольший интерес представляют препараты, снимающие блок с иммунной системы и позволяющие ей самой работать против опухоли - ингибиторы иммунных контрольных точек (Immune checkpoint inhibitors). К ним относятся такие известные, без преувеличения совершившие революцию в онкологии, препараты, как Ipilimumab, Nivolumab, Pembrolizumab. Существует большой список онкологических заболеваний, в отношении которых уже достигнут эффект этих препаратов, и мы ожидаем расширения области их применения. Однако подобные методы лечения способны вызывать различные осложнения.

Осложнения, вызванные приемом этой группы препаратов

Данные препараты «разблокируют» иммунную систему, и она начинает активно работать против опухоли. К сожалению, при этом теряются некоторые «ограничители», и здоровые клетки организма могут быть восприняты иммунной системой как чужеродные. В этом случае возникает аутоиммунное воспаление с такими симптомами, как отек, покраснение, боль. Аутоиммунный механизм лежит в основе всех симптомов, которые могут развиться на фоне лечения.

Первые признаки осложнений могут появляться уже после 2-3 введений препарата, как правило, на третьей неделе лечения – со стороны кожных покровов, на пятой – со стороны желудочно-кишечного тракта, позднее – со стороны эндокринной системы и печени. Очень важно как можно быстрее сообщить об этом лечащему врачу.

Большое значение в предупреждении появления и лечении этих симптомов имеет опыт лечебного учреждения. Данные препараты являются передовыми не только в России, но и в мире, некоторые пока еще не имеют государственной регистрации в нашей стране. Однако опыт их применения у россиян уже имеется в ряде специализированных центров. В Санкт-Петербурге к ним относятся НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова, Ленинградский Городской онкологический диспансер, Онкоцентр. По существующей статистике, чем больше опыта у докторов, тем ниже частота проявления осложнений, особенно серьезных, у пациентов. Так же следует учитывать, что симптомы могут охватывать любую область организма и наличие в лечебном учреждении широкого спектра специалистов является весомым преимуществом. Существует определенный риск развития серьезных, даже угрожающих жизни пациента, побочных реакций. В этом случае требуется экстренная госпитализация больного и срочное начало лечения осложнений.

Действия врачей при возникновении симптомов

В первую очередь необходимо исключить другие причины, ведь симптомы, связанные с приемом ингибиторов, неспецифичны и схожи со многими расстройствами. Дальнейшие действия зависят от степени проявления осложнения. При легких проявлениях следует наблюдение, возможны такие меры, как симптоматическая терапия, отсрочка следующего введения препарата, лечение кортикостероидными гормонами. В случае тяжелых осложнений требуется госпитализация пациента. Доктор может назначить длительное (более четырех недель) лечение кортикостероидными гормонами в высоких дозах. Возможно даже применение иммуносупрессантов для прерывания побочной аутоиммунной реакции.

Симптомы осложнений

Пострадать может любой орган, но чаще всего симптомы проявляются в отношении кожи или желудочно-кишечного тракта. Симптомы можно спутать с обычными расстройствами и не придать им должного значения, что грозит серьезным ухудшением состояния пациента. Самыми распространенными осложнениями, наблюдающимися у 20-25% пациентов, являются колит (воспаление кишечника), диарея (понос), кожная сыпь, зуд. Реже страдают печень и эндокринная система.

ЖКТ

Симптомами являются учащенный или жидкий стул с кровью или слизью. Очень важно сразу сообщить доктору о развитии этих симптомов. В тяжелых случаях, при позднем обращении и длительном течении осложнения, возможно появление язв и трещин в стенке кишки. При необходимости врач назначит эндоскопическое обследование кишечника (фиброколоноскопию). Доктор назначает диету, возможно с переходом на жидкую пищу. При эффективном лечении симптомы постепенно прекращаются, но возврат к обычному питанию происходит не сразу и только по согласованию с врачом. При колите, помимо диеты, назначается длительный прием кортикостероидов в течение 4-6 недель. В случае серьезных осложнений возможна госпитализация больного, назначение иммуносупрессантов.

Кожа

Наиболее часто осложнения выражаются в виде сыпи, сопровождающейся зудом, в первую очередь на сгибательных поверхностях – локти, колени. В этом случае врач должен оценить площадь поражения, выраженность, наличие инфекции и назначить лечение.

Печень

Жалобы могут быть неспецифические: снижение аппетита, дискомфорт в правом подреберье, слабость, легкая тошнота. При тяжелом поражении печени – желтушное окрашивание кожи, склер глазных яблок. В то же время возможны такие изменения, которые можно увидеть только после проведения биохимического анализа крови, например, повышение уровня билирубина или ферментов печени (трансаминаз). Поэтому перед каждым введением препарата лечащий доктор всегда назначает контроль анализов крови.

Эндокринная система

Для контроля за состоянием эндокринной системы во время лечения доктор назначает регулярные анализы для определения уровня гормонов щитовидной железы и глюкозы в крови. Симптомы, связанные с осложнениями в работе эндокринной системы, знакомы обычному человеку: головные боли, утомляемость, снижение аппетита, легкая тошнота. Очень важно сразу сообщать доктору о наличии даже незначительных жалоб.

Дыхательная система

Значительные осложнения могут проявиться со стороны легочной системы. Может возникнуть пульмонит (или пневмонит), т.е. неинфекционное воспаление легочной ткани. При этом пациенты могут жаловаться, например, на одышку или сухой кашель. Доктор проводит дополнительное обследование, назначает рентгенограмму или компьютерную томограмму легких.

Если доктор недостаточно опытен в лечении осложнений, или если пациент не следует рекомендациям, осложнения могут характеризоваться «волнообразным» течением. Например, если прервать лечение сыпи гормональным препаратом, через некоторое время она снова проявится в более выраженной форме и потребует более серьезного вмешательства. Как правило, полный курс лечения занимает около месяца.

Если осложнений нет, специальная диета во время проведения иммунотерапии не требуется. Если же диета назначена, необходимо убедиться, что организм получает все необходимые витамины другими способами, например, при помощи регулярного приема поливитаминов.

Следует помнить, что осложнения, вызванные иммунотерапией, могут развиваться и в течение первых недель лечения, и через 2-3 года после его завершения.

Всем пациентам мы рекомендуем следовать несложным правилам:

• Не лечить осложнения самостоятельно
  • Своевременно информировать лечащего врача обо всех изменениях самочувствия
  • Не отказываться от госпитализации

Каждый пациент, получающий подобное лечение в НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова, до его начала получает подробный инструктаж и всю необходимую информацию о возможных осложнениях. Также у нас существует круглосуточная линия поддержки, с помощью которой, в случае появления симптомов осложнений, пациент в любое время может получить грамотную консультацию по дальнейшим действиям.

Семенова Анна Игоревна – к.м.н., старший научный сотрудник отделения инновационных методов терапевтической онкологии и реабилитации НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова

Автор статьи:
к.м.н., врач-онколог, старший научный сотрудник отделения инновационных методов терапевтической онкологии и реабилитации НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова