Влияние социально-психологических характеристик онкологических пациентов на их качество жизни

В НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова проводилось исследование с целью установления связи качества жизни с социально-психологическими характеристиками и особенностями отношения к диагнозу у пациенток с онкогинекологической патологией. С помощью клинико-психологического метода (клиническая беседа, наблюдение) изучалась содержательная сторона переживаний пациенток.

Экспериментально-психологический метод был основан на использовании опросника EORTC QLQ-C30.

EORTC QLQ-C30 - «Опросник качества жизни» (Quality of Life Questionnary Core-30), разработанный группой оценки качества жизни (Study Group on Quality of Life) при Европейской организации лечения и исследования рака (EORTC — European Organization for Research and Treatment Cancer).

Опросник содержит 30 вопросов. После математической обработки ответов пациентов получается результат в виде количества баллов по определенным шкалам и одиночным пунктам. Более высокое значение указывает на более высокий уровень качества жизни.

Результаты выполненного в НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова исследования следующие:

• Локализация опухоли не влияла на показатели качества жизни онкогинекологических пациенток
  • В зависимости от этапа заболевания в оценке качества жизни пациенток были выявлены различия:
    Так, до операции пациентки, независимо от того, проходили они предоперационную терапию или нет, испытывали меньшие сложности в повседневных отношениях с окружающими. Однако, такие симптомы, как «боль» и «утомляемость» беспокоили женщин чаще. На этапе «после операции» пациентки предъявляли больше страхов в отношении лечения, их пугала беспомощность, истощение и боль, которые могли усилиться в дальнейшем. Это создавало дополнительное психоэмоциональное напряжение, которое проявлялось на соматическом уровне.
  • В ходе исследования было выявлено,что существует связь между качеством жизни больной и ее способностью найти субъективную причину своего заболевания. Пациентки, которые смогли объяснить для себя происходящее с ними, соотнести историю своей жизни с развитием болезни, испытывают меньше проблем с физической активностью, по сравнению с теми, кто воспринимает заболевание как «что-то внешнее», непонятное.
  • Также выявлена взаимосвязь между показателями качества жизни и наличием у пациенток опыта взаимодействия с онкологическими больными. Худшие показатели по шкале «эмоциональное функционирование» имели женщины, которые ранее избегали информации об онкологических заболеваниях. Пациентки, которые имели опыт взаимодействия с онкологическими больными, более реалистично воспринимали заболевание, и их эмоциональная жизнь не была фиксирована только на ситуации болезни.
  • Обнаружено, что качество жизни больных взаимосвязано с их уровнем образования. Пациентки с высшим и незаконченным высшим образованием меньше подвержены тревожным и депрессивным переживаниям, по сравнению с теми, кто имел среднее образование.
  • Отсутствие у пациентки постоянной работы сочеталось с максимальной выраженностью таких симптоматических шкал как «утомляемость», «тошнота» и «нарушение сна». Это могло быть связано с нестабильностью их жизни еще до болезни.
  • Пациентки, которые отмечали, что их отношения в семье в связи с болезнью «стали лучше и крепче», имели более высокое качество жизни, по сравнению с теми, у кого семейные отношения «не изменились». Эти данные подтверждают мнение о том, что семья для человека в ситуации заболевания является одним из главных ресурсов. Семейный статус пациенток отражался на качестве жизни: максимальные показатели по шкале «ролевое функционирование» отмечались у женщин, состоящих в зарегистрированном браке и вдов.

Признание пациентками злокачественного характера заболевания всегда сочетается с увеличением психологического напряжения и более выраженными симптоматическими шкалами «утомляемость» и «потеря аппетита». В той ситуации, когда бессознательная психологическая защита перестает действовать, больной, можно сказать, «вынужден» справляться со страданиями. Это, безусловно может понизить качество жизни в такой сложный жизненный момент. Но именно страдания подталкивают человека к изменениям, и только проходя сквозь них, больной становится способным восстановить душевное равновесие, нарушенное известием о заболевании, и адаптироваться к изменившейся жизненной ситуации.

Изучение качества жизни онкогинекологических пациенток показало, что наличие семьи и детей поддерживает больных в ситуации заболевания, и оно же создает основу для беспокойства. Таким образом, социально-психологические параметры оказывают огромное влияние на качество жизни онкологических пациентов.

Автор статьи:
к.п.н., онкопсихолог, научный сотрудник НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова