ENG

Диагностика рака почки

Диагностика рака почкиКакие исследования необходимо пройти, чтобы выявить злокачественное заболевание почек? Как происходит стадирование рака почки?

Рассказывает Джалилов Имран Бейрутович, хирург-онколог Отделения онкоурологии и общей онкологии НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова.

Опухоль почки может быть обнаружена на основании симптомов, которые есть у пациента, либо на основании данных лабораторных и инструментальных методов исследования, назначенных пациенту по какой-либо другой причине. Если после этого врач заподозрил опухоль, для подтверждения диагноза необходимо выполнение исследований.

Лабораторные исследования

Общий анализ крови

Это метод диагностики, показывающий количество  различных клеток в крови: лейкоцитов, эритроцитов и тромбоцитов. Результаты этого теста часто изменяются у людей с раком почек. Наиболее частым признаком является анемия (снижение эритроцитов в крови). Менее часто может встречаться слишком большое количество эритроцитов (называемое полицитемией) из-за того, что клетки рака почки производят слишком много гормона (эритропоэтина), заставляющего костный мозг производить больше эритроцитов.

Биохимическое исследование крови

Это исследование обычно проводится людям с подозрением на рак почки, из-за того, что опухоль может воздействовать на уровень некоторых параметров крови. Например, иногда обнаруживается повышение печеночных ферментов. Высокий уровень кальция крови может свидетельствовать о распространении рака в кости, тем самым, направив врача на мысль о радиологическом исследовании костей (остеосцинтиграфии).  Также биохимическое исследование показывает функцию почек, что особенно важно при планировании хирургического лечения.

Анализ мочи

Анализ мочиОбщий анализ мочи является частью необходимого первичного обследования пациента. Микроскопические и химические исследования проводятся для выявления небольших количеств крови и других веществ, недоступных человеческому глазу. Около половины из всех пациентов с раком почки имеют примесь крови в моче. Если у пациента есть уротелиальный рак (лоханки, мочеточника, или мочевого пузыря), специальное микроскопическое исследование, называемое цитологическим исследованием, покажет наличие опухолевых клеток в моче.

Визуализационные методы

Компьютерная томография, магнитно-резонансная томография и УЗИ могут быть незаменимы в диагностике опухолей почек, однако пациент редко нуждается во всех этих исследованиях сразу. Онколог сам выберет наиболее подходящее исследование.

Компьютерная томография

Это одно из самых нужных исследований для обнаружения и изображения опухоли почки. КТ может представить точную информацию о размере, границах и месте расположения опухоли в почке. Также это исследование полезно для проверки наличия распространения опухоли в ближайшие лимфоузлы или органы и ткани вне почки. Если необходима биопсия (взятие небольшого кусочка опухоли), КТ можно использовать для выбора траектории проведения биопсийной иглы в опухоль.

Контрастирование при КТ может вызывать повреждение почек. Это возникает чаще у пациентов, у которых на момент исследования уже были проблемы с почками. На основании этого, до исследования необходима обязательная оценка функции почек, например при биохимическом анализе крови.

Магнитно-резонансная томография

МРТ реже используется у пациентов с подозрением или установленным диагнозом опухоли почки, чем КТ. Наиболее часто этот метод может применяться при подозрении на распространение опухоли в просвет крупных сосудов, таких как почечная вена и нижняя полая вена, так как МРТ дает изображения кровеносных сосудов более высокого качества, чем КТ. Также МРТ может применятся при подозрении на распространение опухоли в головной или спинной мозг.

При МРТ часто используется контрастное вещество Гадолиний, которое вводится в вену для улучшения детализирования изображения. Однако этот контраст не используется у пациентов на диализе из-за того, что может вызывать редкое и тяжелое осложение – нефрогенный системный фиброз.

МРТ исследование занимает дольше времени чем КТ – часто около часа – и является немного более дискомфортным. Вы будете находиться в узкой трубе, и это иногда может вызывать клаустрофобию (боязнь закрытых пространств).  Также МРТ установки могут производить шум, подобных щелчкам или трескам, который также может беспокоить Вас.

УЗИ

УЗИ- использование высокочастотных звуковых волн для создания изображения внутренних органов. Это исследование безболезненное и не излучает радиации.

Ульразвук может определить наличие какого-либо образования в почках и определить, плотной ли оно структуры или наполнено жидкостью (опухоли почки чаще имеют плотную структуру). Если необходима биопсия опухоли, то часто может быть использовано УЗИ-наведение иглы для получения материала.

Позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ). При этом исследовании в кровь вводится особая форма радиоактивного сахара, глюкозы.  Количество радиации при этом очень мало и вещество выводится из организма уже на следующий день.

Это исследование может пометить совсем небольшие скопления опухолевых клеток  и может быть использовано, например, при определении распространения рака на лимфатические узлы около почки. В настоящее время ПЭТ и ПЭТ-КТ не являются стандартом в алгоритме диагностики и лечения опухолей почек.

Стадирование рака почки

Стадия злокачественного образования зависит от его распространения. Лечение и прогноз заболевания определяется в зависимости от стадии. При постановке диагноза врач определяет стадию заболевания, основываясь на результатах  врачебного осмотра, биопсии и диагностических исследований.

Стадия злокачественной опухоли - важный фактор, позволяющий оценить прогноз у пациента, однако помимо стадии рака почки значимыми являются еще несколько факторов. К ним относятся:

• Высокий уровень фермента лактатдегидрогеназы (ЛДГ)
  • Высокий уровень кальция крови
  • Анемия (снижение гемоглобина и эритроцитов крови)
  • Распространение рака в 2 или более органа
  • Время от диагностики до начала системного лечения (химиотерапии, таргетной терапии или иммунотерапии) менее 1 года.
  • Плохой общий статус (оценка того, насколько хорошо пациент может выполнять свою обычную деятельность)

По данным исследователей, эти факторы ассоциированы с более короткой продолжительностью жизни у больных раком почки, распространяющегося на другие органы. Лица, у которых нет ни одного из этих факторов, как правило, имеют хороший прогноз. 1-2 фактора ассоциированы с промежуточным прогнозом, 3 или более фактора, как правило, ассоциированы с плохим прогнозом и ожидаемо меньшим ответом на лечение.

Автор статьи:
Джалилов Имран Бейрутович