Нейропсихологическая реабилитация онкологических пациентов, страдающих фантомно-болевым синдромом

Фантомный болевой синдром (ФБС) представляет собой наиболее тяжелое проявление нейропатической боли и начинает формироваться уже во время ампутации при пресечении всех нервов конечности.

Особенно травмирующим является ФБС после ампутации конечности при злокачественных новообразованиях.

По данным исследователей бразильского национального института рака, различные проявления ФБС у онкологических больных распределены следующим образом:

• боль в культе – 32%
  • фантомная боль – 47,7%
  • фантомные сенсорные расстройства наблюдались у 90,7%, то есть ненормальные ощущения в отсутствующей конечности – ее неудобное положение, онемение, судорожное „скручивание”, колющие, обостренные температурные ощущения, позиционный дискомфорт

Появление синдрома фантомной боли сопровождается мощными психогенными реакциями:

• страх, тревога
  • депрессия
  • панические атаки
  • и функциональными расстройствами - расстройства сна, аппетита

Применяемая традиционная комплексная терапия, включающая сочетания опиоидов (морфин, кодеин), неопиоидных анальгетиков, антидепрессантов, антиконвульсантов, бензодиазепинов дает только частичный эффект. Дополнительными факторами, провоцирующими нейропатическую боль у онкологических больных, являются химиотерапия и лучевая терапия. Эти виды противоопухолевого лечения нередко используется в пред- и/или послеоперационном периодах.

ФБС является серьезным препятствием для протезирования утраченной конечности, приводит к снижению качества жизни, социальной дезадаптации пациента.

В НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова разработан и внедрен в практику метод нейропсихологической реабилитации онкологических пациентов, страдающих ФБС.

1. Первый этап – т.н. «зеркальная терапия» -  направлен на восстановление нарушенной обратной связи  (моторной, сенсорной, зрительной) от утраченной конечности.
    Данный метод основан на механизме функционирования зеркальных нейронов и конфликте между получаемыми сенсорными, моторными и зрительными сигналами от ампутированной конечности.

2. Второй этап посвящен психотерапевтическому воздействию, направленному на коррекцию острого эмоционального состояния пациента, перестроение схемы тела.

Этот метод позволяет нормализовать функциональное и психологическое состояние пациента, ускорить его готовность к протезированию ампутированной конечности.

С января по июнь 2017 года в НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова медицинским психологом Кондратьевой Кристиной Орхановной проводилось исследование по реабилитации онкологических больных, страдающих фантомно-болевым синдромом.

Исследование проводилось в двух группах:  экспериментальной и контрольной. В каждой группе по 10 пациентов со злокачественными опухолями костей  II-III стадий, перенесших ампутации нижних или верхних конечностей.

Основной метод исследования - клиническая беседа. Для оценки состояния больных использовались следующие диагностические шкалы:

• Шкала вербальных оценок (ВШО) в покое и при движении
  • Опросник PAIN Detect [4] для диагностики нейропатического компонента боли, отражающий возможные признаки нейропатии: ненормальные спонтанные и вызванные разными раздражителями сенсорные ощущения (жжение, онемение, аллодиния, т.е. боль в ответ на неболевые тактильные, температурные воздействия; гипер- или гипоалгезия, гипер- или гипоестезия, иррадиация боли и др.)
  • Госпитальная шкала тревоги и депрессии HADS для выявления и оценки тяжести депрессии и тревоги в условиях общемедицинской практики

Результаты исследования

Пациенты в обеих группах после ампутации испытывали выраженную нейропатическую боль. Сенсорные симптомы: онемение пальцев, отечность,  неудобное положение фантомной конечности («нога согнута в колене», «рука неестественно вывернута»). Наблюдалось нарушение сна (продолжительность 2-3 часа) и астенизация нервной системы пациентов на фоне ФБС. По данным шкалы Pain Detect суммарные оценки выраженности сенсорных симптомов у пациентов обеих групп достигали диапазона 20-27 баллов. По шкале HADS в обеих группах диапазон значений составлял 10-16 баллов, что свидетельствовало о клинически выраженной депрессии.

По результатам психологической реабилитации в экспериментальной группе сенсорные симптомы снизились до диапазона 16-20 баллов по шкале Pain Detect: нивелирование нарушений пространственного восприятия, отечности, сенсорных ощущений (зуд, жжение), снижение болевых ощущений в фантомной конечности. Значения щкалы HADS снизились до 6-8 баллов: наблюдалось улучшение психологического состояния пациента - нормативный уровень тревоги. На фоне общего улучшения состояния была отмечена нормализация цикла сон-бодрствование.

В контрольной группе у пациентов отмечалось снижение болевого синдрома по шкале ВШО до 2 баллов, снижение выраженности сенсорных симптомов (отмечается сохранение пространственного ощущения, отечности конечности) шкале Pain Detect до 17-20 баллов; выраженность депрессивной симптоматики соответствовала 8-12 баллам по шкале HADS.

Срок наблюдения за пациентами экспериментальной группы в отдаленном периоде составил 6 месяцев: 7 пациентов не имели никаких симптомов ФБС во время наблюдения, двое из них мобильны после протезирования.

Автор статьи:
научный сотрудник, медицинский психолог