Бактериологические исследования мочи

1. Как подготовиться к бактериологическому исследованию мочи
  2. Методы исследования мочи
  3. Бактериологический (культуральный) метод исследования мочи

Моча здорового человека в норме стерильна. Как правило, бактерии попадают в мочу при ее прохождении через нижние отделы мочевыводящих путей. В моче содержатся основные вещества, необходимые для роста микроорганизмов – углеводы, мочевина, минеральные соли. Проникшие в мочу микроорганизмы быстро размножаются, и возникает воспалительный процесс. При подозрении на инфекцию мочевыводящих путей (ИМП), для диагностики и мониторинга её течения, а также оценки эффективности лечения пациенту предлагают провести бактериологическое исследование мочи.

Бактериологические исследования мочи

Как подготовиться к бактериологическому исследованию мочи

К любому лабораторному исследованию необходимо готовиться, а при бактериологическом исследовании мочи особенно тщательно, так как от правильной подготовки к анализу будет зависеть конечный результат и назначенное лечение.

Подготовка к бактериологическому исследованию заключается в правильной гигиенической обработке наружных половых органов и в правильном сборе материала.

Мужчинам следует тщательно вымыть теплой мыльной водой половые органы, оттянутую крайнюю плоть. Промежность и область заднего прохода необходимо промыть теплой кипяченой водой, а затем высушить чистой и сухой марлевой салфеткой. При мочеиспускании нужно держать крайнюю плоть оттянутой, для предотвращения загрязнения пробы мочи микроорганизмами с кожи.

Женщинам следует раздвинуть половые губы и тщательно протереть перед мочеиспусканием влажным тампоном область мочеиспускательного канала. Промежность и область заднего прохода также нужно промыть теплой кипяченой водой, а затем высушить чистой и сухой марлевой салфеткой.

В стерильную емкость, которую можно приобрести в аптеке, отбирают 20-40 ml средней порции утренней мочи, так как она содержит повышенное количество микроорганизмов, скопившихся за время сна. Полученный образец желательно доставить в лабораторию в течение одного-двух часов после сбора мочи. Если такой возможности нет, допускается хранение образца мочи при +4°С в течение 24 часов.

Методы исследования мочи

Существует множество различных методов исследования мочи, выполняющих ту или иную задачу.

Методы предварительной оценки наличия бактерий используют для быстрого получения информации о наличии или отсутствии микроорганизмов в моче, их количестве (степень бактериурии).

Наиболее распространенными скрининговыми методами являются: микроскопия осадка мочи, полученная при центрифугировании, приготовление мазка из нативной (не тронутой обработкой) мочи и его окрашивание по Граму, различные биохимические экспресс-тесты.

Анализы выполняются достаточно быстро, в течение нескольких часов, однако при таких видах исследования невозможно установить вид микроорганизма и, соответственно, определить необходимые для лечения лекарственные препараты.

Бактериологический (культуральный) метод исследования мочи

Наиболее достоверный и полный результат исследования мочи получают, используя бактериологический (культуральный) метод исследования. Его суть заключается в получении чистой культуры микроорганизмов для дальнейшего проведения идентификации – установления вида возбудителя и постановки антибиотикограммы – определения антибактериальных препаратов, которые могут быть использованы при лечении инфекционного процесса.

В окончательном ответе, который выдается бактериологической лабораторией, указывается степень бактериурии, вид выделенного микроорганизма, его чувствительность к антибактериальным препаратам.

бактериурия

Оценка степени бактериурии заключается в определении количества микробных клеток в 1 мл мочи. У здорового человека в моче содержится не более 104 бактерий. Превышение этой величины считают патологией, а состояние рассматривается, как клинически значимая бактериурия, которая, как правило, сопровождается объективными или субъективными признаками поражения мочевыводящих путей. Неясные пограничные значения, при которых содержание бактерий в моче не превышает 104, требуют проведения повторных исследований с тщательной подготовкой к анализу, о которой говорилось ранее.

При инфекционных процессах мочевыводящих путей зачастую большее значение имеют биологические свойства возбудителя, а не его количество в материале.

Патогенный потенциал выделенного микроорганизма оценивают следующим образом:

• первичные возбудители ИМП – бактерии способны самостоятельно вызывать поражения органов мочевой системы;
  • вторичные возбудители ИМП проявляют патогенные свойства преимущественно на фоне других инфекций, ослаблении иммунитета, после инвазивных диагностических и лечебных процедур;
  • сомнительные возбудители ИМП вызывают клинически значимые ИМП очень редко.

Повторное выделение одного и того же вида микроорганизма свидетельствует о наличии инфекционного процесса. Присутствие в моче одного вида возбудителя инфекции чаще встречается при острых воспалительных процессах и коррелирует с высокой степенью бактериурии, в то время как ассоциации микроорганизмов отмечаются при хронических процессах и коррелируют с низкой степенью бактериурии.

Литература:

• МУ 4.2.2039-05 Техника сбора и транспортировки биоматериалов в микробиологические лаборатории.
  • ГОСТ Р 53079.4-2008 Технологии лабораторные медицинские. Обеспечение качества клинических лабораторных исследований. Часть 4. Правила ведения преаналитического этапа.
  • Методики клинических лабораторных исследований: Справочное пособие. Том 3. Клиническая микробиология под ред. Меньшикова В.В. М.: Лабора 2009
  • К. Г. Набер, М. С. Бишоп, Т. Е. Бйерклунд-Йохансен Рекомендации по ведению больных с инфекциями почек, мочевых путей и мужских половых органов. Смоленск 2008
  • Поздеев О.К. Медицинская микробиология: учебное пособие /под ред.В.И.Покровского-4 издание
Автор статьи:
Брюзгерова Ирина Александровна
Врач клинической лабораторной диагностики, врач-бактериолог отделения лабораторной диагностики НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова