Коммуникация с пациентом в амбулаторной практике станет одной из тем научно-практической конференции «Амбулаторная онкология и сопроводительная терапия»
Дата публикации: 06.10.2020
О существующих в мировой практике моделях медицинской консультации и основных технических навыках общения с пациентами расскажет Максим Андреевич Котов, врач-онколог НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова. Комплексно изучать эту тему Максим Андреевич начал в 2015 году, прошел обучение по российским и зарубежным образовательным программам, в частности, в 2019 году окончил специальный курс Европейской ассоциации коммуникаций в сфере здравоохранения в Нидерландах.
– В своем выступлении я расскажу врачам-онкологам, ведущим амбулаторные приемы, о навыках эффективного общения с пациентами, – говорит Максим Андреевич. – Амбулаторный прием ограничен по времени – обычно на него отводится от 15 минут до 30 минут в зависимости от организации, и здесь важны навыки структурирования консультации, в частности, обобщения, расстановки сигналов, определения повестки, когда мы с пациентом договариваемся о том, что мы будем обсуждать и какую проблему решать. Эти навыки позволяют врачу проводить консультации структурно, что значительно экономит время и повышает их эффективность. Речь пойдет обо всех этапах медицинской консультации: сбор анамнеза, разъяснение пациенту медицинской информации, планирование обследований. Также рассмотрим варианты общения с пациентом в случае конфликтных ситуаций, обсудим, как правильно сообщать плохие новости, например, об установленном онкологическом диагнозе или прогрессировании заболевания, рассмотрим и ситуацию беседы с родственниками в случае смерти пациента. Коммуникация между пациентом и врачом онкологической практики имеет ряд особенностей. В большинстве случаев лечение злокачественных опухолей длительное и сопряжено с сильным эмоциональным компонентом, поскольку онкологическое заболевание в значительной степени меняет всю жизнь человека. И здесь большую роль играет эмпатия, то есть сопереживание. Причем эмпатия должна быть со стороны всего медицинского персонала, а не только врачей. Также в процессе такой коммуникации есть сложные процессы обсуждения. Поскольку не всегда желания пациента и мнение врача совпадают. Здесь нужно уметь найти «золотую середину» относительно выбора тактики лечения, а для этого важны навыки совместного принятия решений. В своем выступлении я дам не только краткий обзор навыков, которые будут полезны амбулаторному врачу, но и приведу пошаговые алгоритмы действий в той или иной конкретной ситуации.
С подробной программой можно ознакомиться на сайте мероприятия.