Дифференциальная диагностика лимфом средостения

Опухоли средостения (тимомы, карциномы тимуса, нейроэндокринные, герминогенные опухоли и др.) составляют менее 1% всех опухолей человека. Большая часть из них – это лимфопролиферативные заболевания.

Лимфомы средостения возникают, как правило, у людей молодого возраста и являются высококурабельным заболеванием при своевременной и точной постановке морфологического диагноза, только на основании которого возможен подбор оптимального лечения.

Манифестация болезни происходит в виде появления медиастинальной массы, локализованной в переднем, верхнем или среднем средостении.

У большинства пациентов наблюдаются симптомы, вызванные наличием медиастинального образования:

• одышка
  • общая слабость
  • боль в груди
  • кашель
  • синдром компрессии верхней полой вены
  • cимптомы интоксикации– B-симптомы (лихорадка выше 38 °С, профузные ночные поты и потеря массы тела более 10% в течение 6 месяцев) наблюдаются менее чем у половины пациентов

Существуют объективные трудности клинической и морфологической диагностики опухолей средостения, особенно лимфоидной природы. Получить диагностический материал сложно, для этого используют различные виды биопсий, но полученный материал зачастую небольшого объема и деформирован. Помимо малого количества и деформации материала, что само по себе затрудняет морфологическую диагностику, лимфомы средостения демонстрируют значительную вариабельность гистологических и цитологических изменений, что влечет за собой необходимость выполнения иммуногистохимического исследования во всех случаях (рис.8,9).

При поражении органов средостения рентгенологическая и клиническая картина неспецифичны (рис.1), только развернутый гистологический диагноз позволяет определиться с тактикой и подобрать эффективную терапию.

Спектр лимфом, возникающих в средостении, широк (рис.2,3,4,5,6,7), чаще всего это:

• лимфома Ходжкина
  • первичная медиастинальная крупноклеточная В-клеточная лимфома,
  • диффузная крупноклеточная В-клеточная лимфома
  • медиастинальная лимфома серой зоны
  • индолентные неходжкинские лимфомы
  • Т-клеточные лимфомы
Рисунок 1а. Компьютерная томография пациента К, 31 лет с медиастинальным образованием (НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова), аксиальная плоскость.
Рисунок 1б. Компьютерная томография пациента К, 31 лет с медиастинальным образованием (НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова), сагитальная плоскость.
Рисунок 1в. Компьютерная томография пациента К, 31 лет с медиастинальным образованием (НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова), фронтальная плоскость.
Рисунок 2. Лимфобластный лимфомалейкоз (Гематоксилин-эозин, х200, НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова).
Рисунок 3. Анапластическая крупноклетоная лимфома. (Гематоксилин-эозин, х200, НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова).
Рисунок 4. Диффузная крупноклеточная В-клеточная лимфома. (Гематоксилин-эозин, х200, НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова).
Рисунок 5. Первичная медиастинальная крупноклеточная В-клеточная лимфома. (Гематоксилин-эозин, х200, НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова).
Рисунок 6. В-клеточная лимфома маргинальной зоны, ассоциированная с лимфоидной тканью слизистых оболочек (MALT-лимфома, Гематоксилин-эозин, х200, НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова).
Рисунок 7. Классическая лимфома Ходжкина. (Гематоксилин-эозин, х200, НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова).
Рисунок 8. Алгоритм дифференциальной диагностики ПМКВЛ и ДВКЛ. ПМВЛ – первичная медиастинальная крупноклеточная В-клеточная лимфома; ДВКЛ – диффузная крупноклеточная В-клеточная лимфома; МЛСЗ – медиастинальная лимфома серой зоны.
Рисунок 9. Алгоритм дифференциальной диагностики ПМКВЛ и ЛХ. ПМВЛ – первичная медиастинальная крупноклеточная В-клеточная лимфома; ХЛ – лимфома Ходжкина; МЛСЗ – медиастинальная лимфома серой зоны.

Источникhttp://www.med-sovet.pro/jour/article/view/1897/1836

Материал подготовлен: Харченко Евгения Владимировна