Прием метформина больными ранним HER2-позитивным РМЖ, страдающих сахарным диабетом второго типа, увеличивает общую и безрецидивную выживаемость

Результаты нескольких ретроспективных исследований показывают, что пациентки с РМЖ, страдающие СД 2-го типа и принимающие метформин, имеют более высокие показатели безрецидивной (БРВ) и общей выживаемости (ОВ) [1, 2]. Следует отметить, что преимущество касается в большей степени пациенток с HER2-положительным РМЖ.

В мартовском номере J Clin Oncol опубликованы результаты анализа влияния приема метформина у больных СД II типа с HER-положительным РМЖ на ОВ и БРВ  [3]. Анализ проводился  с учетом базы данных пациентов, участвовавших в исследовании ALTTO.

В исследовании ALTTO сравнивались результаты адъювантного лечения в 4-х группах больных HER2-позитивным ранним РМЖ - трастузумаб, лапатиниб, последовательное назначение трастузумаба и лапатиниба, и совместное их применение [4]. Среди всех включенных в это исследование пациенток (n=8381) страдали  СД II типа 446 (5,3%) больных, из них 260  принимали метформин.

Медиана наблюдения составила 4,5 года. Результаты исследования показали, что БРВ и ОВ больных HER2-позитивным РМЖ с СД, принимавших метформин, была сопоставима с пациентами без СД (p=0,873, p=0,541).

При сравнении данных показателей среди 2-х групп больных HER2-позитивным РМЖ с СД II типа на метформине и без него выяснилось, что больные, принимавшие препарат имеют более длительную БРВ (p=0,013) и ОВ (p=0,004). Также авторы отмечают более плохие результаты лечения среди пациентов, получавших инсулин.

Таким образом, прием   метформина больными ранним HER2-позитивным РМЖ, страдающих сахарным диабетом второго типа, достоверно увеличивает общую и безрецидивную выживаемость данной категории больных.

Источники:

1. Hee J., Hyunwook K., Jong L. et al. Use of metformin and survival of diabetic women with breast cancer // Curr Drug Saf. – 2013. – Vol.8. – P.357–63.
  2. Kim H., Kwon H., Lee J. Metformin increases survival in hormone receptor-positive, HER2-positive breast cancer patients with diabetes. // Breast Cancer Res. – 2015. -Vol.3(17). – P.64.
  3. Sonnenblick A., Agbor-Tarh D., Bradbury I. et al. Impact of Diabetes, Insulin, and Metformin Use on the Outcome of Patients With Human Epidermal Growth Factor Receptor 2–Positive Primary Breast Cancer: Analysis From the ALTTO Phase III Randomized Trial // J Clin Oncol. – 2017. - DOI: 10.1200/JCO.2016.69.7722
  4. Piccart-Gebhart M., Holmes E., Baselga J. et al. Adjuvant lapatinib and trastuzumab for early human epidermal growth factor receptor 2-positive breast cancer: Results from the randomized phase III Adjuvant Lapatinib and/or Trastuzumab Treatment Optimization Trial // J Clin Oncol - 2016. -  Vol.34. – P.1034-1042.

Материал подготовлен отделом НОИМТОиР:  Осиповым М.А