FDA одобрило применение телотристата этила для коррекции диареи как проявления карциноидного синдрома

28 февраля 2017 года FDA утвердило применение таблетированной формы телотристата этила  в сочетании с терапией аналогами соматостатина для лечения пациентов с проявлениями карциноидного синдрома в виде диареи, которая не могла адекватно контролироваться аналогами соматостатина в самостоятельном варианте. Телотристата этил  получил статус «Орфанный препарат» (Orphan Drug), что будет способствовать оказанию помощи и содействию в разработке лекарств для лечения редких заболеваний.  FDA присвоило данному исследованию таблетированной формы телотристата этила  в сочетании с терапией аналогами соматостатина статусы «Ускоренная разработка» (Fast Track) и «Приоритетное рассмотрение» (Priority Review) [1-2].

Телотристата этил в сочетании с аналогами соматостатина утвержден в форме таблеток, которые необходимо принимать внутрь 3 раза в день во время приема пищи. Телотристата этил подавляет выработку серотонина нейроэндокринными опухолями и уменьшает частоту возникновения карциноидного синдрома и его проявлений в виде диареи.

Карциноидный синдром возникает менее чем у 10% больных нейроэндокринными опухолями, и, как правило проявляется при опухолевом поражении печени. Эти опухоли, как правило, характеризуются медленным ростом. Большинство карциноидных опухолей выявляются в желудочно-кишечном тракте. Нейроэндокринные опухоли обладают избыточной секрецией гормона серотонина, в результате чего возникает диарея. Осложнениями неконтролируемой диареи являются потеря веса, обезвоживание и электролитный дисбаланс.

Результаты исследования

Безопасность и эффективность телотристата этила были официально утверждены в течение 12-недельного двойного слепого плацебо-контролируемого исследования, в котором приняли участие 90 взрослых пациентов с высокодифференцированными метастатическими нейроэндокринными опухолями и карциноидным синдромом в виде диареи. У пациентов наблюдался стул от 4 до 12 раз в сутки, несмотря на применение аналога соматостатина в постоянной дозе в течение как минимум 3 месяцев. Все участники исследования получали лечение аналогами соматостатина и были рандомизированы на группы для добавления плацебо или телотристата этила.

У пациентов, которые получали телотристата этил вместе с аналогами соматостатина, наблюдалось большее снижение средней частоты стула, чем у пациентов, получавших аналоги соматостатина и плацебо. В частности, 33% участников в группе с добавлением к аналогам соматостатина телотристата этила отметили уменьшение частоты возникновения эпизодов диареи в среднем на 2 в сутки по сравнению с 4% пациентов в группе с добавлением к аналогам соматостатина плацебо.

Наиболее распространенные нежелательные явления телотристата этила включают в себя тошноту, головную боль, повышение уровня печеночного фермента гамма-глутамил трансферазы, депрессию, периферические отеки, метеоризм, снижение аппетита и лихорадку. Телотристата этил может стать причиной констипации, и риск развития констипации выше у пациентов, частота стула которых составляет менее четырех раз в сутки.

У пациентов, получавших в клинических исследованиях телотристата этил в дозах выше, чем рекомендуемые, имели место выраженные запоры. Одному пациенту потребовалась госпитализация, а у двух других пациентов развились такие осложнения, как перфорация кишечника и кишечная непроходимость. Во избежание развития запора необходимо проводить тщательный мониторинг пациентов. Если пациент отмечает выраженные запоры или интенсивные постоянные или периодические боли в животе, необходимо прекратить терапию препаратом телотристата этил и связаться с доктором.

«Сегодняшняя регистрация данного препарата даст пациентам с таким трудно контролируемым проявлением карциноидного синдрома, как диарея, другой вариант лечения» (Джули Бейц, доктор медицинских наук, директор Управления III по оценке лекарственных препаратов в центре FDA по оценке и изучению лекарственных препаратов) [1].

Источники:

1. http://www.ascopost.com/News/48400?utm_medium=Email&utm_source=ExactTarget&utm_campaign=&utm_term=6389049
  2. https://www.fda.gov/

Материал подготовлен НОИМТОиР: д.м.н. Семиглазовой Т.Ю. и клиническим ординатором Клюге В.А.