Основные направления научно-практической деятельности отделения

• Изучение и научное обоснование применения малоинвазивных радикальных способов лечения раннего рака органов желудочно-кишечного тракта
    Методы эндоскопической резекции слизистой (EMR) и эндоскопической диссекции в подслизистом слое (ESD) являются стандартами лечения раннего рака желудочно-кишечного тракта, что отражено в рекомендациях Японского общества гастроэнтерологии (JSG), Японского общества по изучению рака толстой и прямой кишки (JSCCR) и Европейского общества Гастроинтестинальной Эндоскопии (ESGE). Однако детально разработанные в странах Европы и Японии, эти методы недостаточно широко применяются в России. Практический опыт нашего отделения остается наибольшим среди других лечебных учреждений не только Санкт-Петербурга, но и в России.
  • Эндоскопическая диагностика и лечение подслизистых образований желудочно-кишечного тракта
    Одним из новейших и перспективных направлений, изучаемых на отделении с 2013 года, является эндоскопическая диагностика и лечение подслизистых образований желудочно-кишечного тракта, к которым относятся гастроинтестинальные стромальные опухоли (GIST), нейроэндокринные опухоли (карциноиды), лейомиомы, шванном, липомы. Активно используется современный способ диагностики подобных образований – эндоскопическая ультразвуковая эндосонография (ЭУС) в сочетании с пункционной биопсией. Разрабатываются показания и критерии для выполнения эндоскопического удаления подобных образования методом эндоскопической туннельной резекции. Отделение эндоскопии НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова является одним из немногих среди лечебных учреждений города, успешно практикующих этот метод лечения. Количество подобных операций, выполненных на отделении с момента внедрения методики, можно назвать наибольшим в России.
  • Лечение методом пероральной эндоскопической миотомии (POEM)
    С 2012 года на отделении эндоскопии стало развиваться направление лечения редко встречающихся доброкачественных заболеваний пищевода, к которым относится ахалазия кардии и синдром Баршоня-Тешендорфа. Результаты эндоскопического оперативного лечения этой патологии пищевода превосходят по своей эффективности результаты традиционных эндоскопических способов лечения (бужирования, дилатации в сочетании с интрамускулярным введением ботулотоксина). Отсутствие значимых осложнений и рецидива заболевания позволяет считать его малоинвазивным и радикальным способом лечения этой патологии.
  • Лечение декомпенсированных и критических опухолевых и доброкачественных стриктур пищевода, желудка, толстой кишки, трахеи и бронхов, а также пищеводно-желудочных и межкишечных анастомозов
    Специалисты нашего отделения владеют методиками бужирования, баллонной дилатации, стентирования, которые обеспечивают восстановление просвета органа более чем в 90% случаев. Предложена лечебная тактика у неоперабельных больных раком пищевода в виде последовательного применения внутрипросветной эндоскопической хирургии и сочетанной лучевой терапии (внутрипросветная брахитерапия высокой мощности дозы излучения+дистанционная лучевая терапия) позволяет добиться выраженного местного эффекта в 80% случаев.
  • Лечение местнораспространенного немелкоклеточного центрального рака легкого
    Продолжается ранее начатая совместная работа со специалистами отделения торакальной хиругии по лечению местнораспространенного немелкоклеточного центрального рака легкого. Этапное последовательное применение методов фотодинамической терапии и брахитерапии позволяет редуцировать объем опухолевой массы и понизить стадию заболевания с дальнейшим рассмотрением вопроса об оперативном лечении пациента.
  • Диагностика и лечение предопухолевых заболеваний органов ЖКТ
    Одним из основных направлений научной и практической работы отделения является диагностика и лечение предопухолевых заболеваний органов желудочно-кишечного тракта, к которым относятся пищевод Барретта, полипы желудка и толстой кишки. На отделении внедряется программа скрининга колоректального рака по стандартам, принятым в большинстве европейских стран.
  • Развитие направления эндоскопической ультрасонографии
    Перспективным лечебно-диагностическим направлением является эндоскопическая ультрасонография. Ежедневно специалистами нашего отделения выполняется от 3 до 6 диагностических процедур. В процессе исследований диагностируются подслизистые образования пищевода, желудка и 12-перстной кишки, уточняется их локализация и характер роста; выполняется стадирование ранних форм рака верхних отделов желудочно-кишечного тракта и прямой кишки с последующим решением вопроса о дальнейшей тактике лечения пациентов, а также распространенных форм рака пищевода до начала предоперационной химиолучевой терапии и после окончания лечения с оценкой степени регресса опухоли; выполняется сканирование органов панкреато-билиарной зоны для дифференциальной диагностики опухолевых и воспалительных заболеваний поджелудочной железы, печени и желчных протоков. Помимо диагностических исследований с помощью современного ультразвукового эндоскопа с конвексным датчиком выполняется и ряд лечебных процедур: пункция опухолевых и кистозных образований поджелудочной железы, лимфатических узлов с целью верификации процесса, нейролизис чревного сплетения как паллиативная помощь пациентам с хроническим болевым синдромом.

В своей работе отделение эндоскопии тесно взаимодействует со многими клиническими подразделениями центра, обеспечивая тем самым мультидисциплинарный подход к лечению пациентов. Специалисты нашего отделения выполняют эндоскопическую ассистенцию при оперативных вмешательствах торакальных и абдоминальных хирургов, занимаются вопросами профилактики ближайших осложнений после операций низкой передней резекции прямой кишки, резекций пищевода и желудка. При невозможности перорального питания пациентом при заболеваниях ротовой полости, гортани, глотки, пищевода осуществляется эндоскопическое пособие в виде постановки назогастрального или назоэнтерального зонда для питания, чрескожной эндоскопической гастростомы.