Первому отечественному цитостатику - 70 лет!

Ровно 70 лет назад, в 1947 году, произошло одно из самых знаменательных событий в развитии отечественной онкологии  - в Институте онкологии в Ленинграде был разработан и клинически апробирован первый отечественный цитостатик эмбихин.

Препарат был разработан Леонидом Федоровичем Ларионовым – руководителем лаборатории экспериментальной терапии рака, созданной в 1945 году при поддержке директора Института Николая Николаевича Петрова, и профессором Ленинградского технологического института Вульфом Григорьевичем Немецем.

Под руководством Л.Ф. Ларионова и В.Г.Немеца был синтезирован целый ряд производных азотистых ипритов (хлорэтиламинов), в числе которых был и метил-бис-(?-хлорэтил)-амин, названный авторами эмбихин. Доступных сведений ни о методике лечения хлорэтиламинами в клинике, ни о дозах и способах их введения в то время не было. Доклиническое изучение противоопухолевых и токсических свойств эмбихина проводила сотрудница лаборатории экспериментальной терапии рака врач Лидия Леонидовна Малюгина, которая в 1947 году по категорическому требованию самого пациента, специальному разрешению правительственных и партийных инстанций и по просьбе Николая Николаевича Петрова впервые ввела больному лимфопролиферативным заболеванием противоопухолевый препарат эмбихин.

В монографии Л.Ф. Ларионова «Лечение белокровия и лимфогранулематоза эмбихином», вышедшей в 1951 году, описан этот случай:

Клиническое наблюдение: «Больной С., 49 лет, поступил в НИИ онкологии 08.12.1947 года с жалобами на слабость, быструю утомляемость, значительную потливость и похудание. Периферические лимфатические узлы во всех областях (шейные, подчелюстные, подбородочные, подмышечные, паховые) увеличены, некоторые до 4 см в диаметре. Лейкоцитоз – 35 тыс. при 78% лимфоцитов. Гистологическое исследование удаленного узла подтвердило диагноз лимфаденоза. Больному было сделано 30 введений эмбихина по 3 раза в неделю в дозе 4-5 мг. Все лимфатические узлы значительно уменьшились, некоторые почти перестали прощупываться. Полностью прекратились клинические симптомы. Выписан 19.03.1948г. Затем через 2 месяца последовал очередной цикл химиотерапии. При выписке 07.06.1948 г. клинический анализ нормализовался. В дальнейшем число лейкоцитов держится в пределах 10.000-16.000 тыс. (процент лимфоцитов 70-80, нейтрофилов 16-20). От начала лечения прошло два года и пять месяцев».

Монохимиотерапия эмбихином больных «белокровием», лимфогранулематозом и некоторыми опухолями была продолжена в НИИ онкологии АМН СССР. В 1950 году Л.Ф. Ларионову и В.Г. Немецу «За разработку нового метода лечения лимфогранулематоза и белокровия препаратом «Эмбихин» и внедрение его в практику здравоохранения» была присуждена Сталинская премия.

В 1951 году Л.Ф.Ларионов был переведен на работу в Москву в недавно созданный институт экспериментальной и клинической онкологии АМН СССР, где он также организовал лабораторию экспериментальной химиотерапии опухолей, которой руководил до последних дней. Талант экспериментатора, сила научного предвидения, аналитический ум и широкая эрудиция, а также слаженная работа единомышленников (В.Г. Немеца, И.Я. Постовского, З.В. Пушкарева, И.Л. Кнунянц, О.Ф. Гинзбург, Л.Б. Радиной) позволили академику АМН СССР, профессору Л.Ф. Ларионову заложить более полувека назад фундамент всей современной лекарственной терапии злокачественных опухолей.

Основные принципы, сформулированные в трудах Л.Ф. Ларионова:

1. Злокачественная опухоль – это потенциально системное заболевание.
    Л.Ф. Ларионов защитил в 1937 году докторскую диссертацию на тему «Эндокринные железы и рак», блестяще обосновав положение, что рак – это болезнь всего организма, причиной развития которой может быть нарушение функций эндокринной системы.
  2. Нет универсального средства, эффективного при всех злокачественных новообразованиях.
    «Идея создания универсального препарата против всех злокачественных опухолей абсурдна», напишет Ф.Л. Ларионов.
  3. Избирательное действие противоопухолевых препаратов.
    Спектр действия цитостатиков ограничивается несколькими опухолями, в связи с чем необходимо создание большего числа противоопухолевых препаратов с различными механизмами действия.
  4. Химический радикализм достигается высокими дозами цитостатиков.
    Для уничтожения всех опухолевых клеток с целью достижения полного выздоровления больного приходится временно жертвовать здоровыми органами и тканями.
  5. Лечебный ответ на терапию опухоли обратно пропорционален массе опухоли.
  6. Метастазы более чувствительны к противоопухолевому лекарственному лечению, чем первичная опухоль.
  7. Комплексный подход в лечении злокачественных опухолей.
    В лабораторных условиях изучалось сочетанное действие на опухолевый процесс химиотерапии и хирургического воздействия.
  8. Культуры и гетеротрасплантаты человеческих опухолей - оптимальная модель для изучения противоопухолевых препаратов.
  9. Комбинированный подход к синтезу противоопухолевых препаратов.
    Основан на идее, которая была сформулирована еще в 1948 году, об использовании естественных метаболитов (производных пуринов, пиримидинов, аминокислот, а в наши дни и моноклональных антител) в качестве носителей цитотоксических групп.

На протяжении последующих десятилетий в рамках отечественных и международных исследований в НИИ Петрова было изучено более 150 различных противоопухолевых препаратов и средств сопроводительной терапии, вошедших в практику современной онкологии и гематологии. Сегодня, базируясь на результатах фундаментальных и клинико-экспериментальных исследований, успешно изучаются и внедряются все новые подходы в системном лечении злокачественных опухолей, включающие таргетную терапию и иммунотерапию. Как результат, с помощью системной терапии онкологи научились полностью излечивать одни опухоли и переводить некогда инкурабельные заболевания в хронические.

Т.Ю.Семиглазова, заведующая научным отделом инновационных методов терапевтической онкологии и реабилитации,
врач высшей категории, доктор медицинских наук.