Изображения Вкл.Выкл.
без выходных
Версия для
слабовидящих

Понятие «качество жизни» в реабилитации онкологических больных

История

До начала 70-х годов прошлого века во всем мире оценка эффективности лечения онкологических больных носила, как правило, статистический обезличенный характер, учитывающий только показатели выживаемости. Совершенствование методов диагностики рака и применение современных технологий лечения постепенно привело как к удлинению безрецидивного периода, так и к возникновению интереса к качеству жизни таких больных: становилось понятным, что важно не только количество лет, которые прожил больной, но и то, как он прожил эти годы. В настоящее время качество жизни, наряду с показателями выживаемости – важнейшие критерии эффективности лечения в онкологии.

Определение качества жизни

В настоящее время качество жизни, связанное со здоровьем, рассматривается как интегральная характеристика физического, психического и социального функционирования больного человека, основанного на его субъективном восприятии. То есть учитывается степень удовлетворения важнейших человеческих потребностей.

Измерение качества жизни

Число методик, измеряющих качество жизни пациента, исчисляется десятками и, пожалуй, это лишь подчеркивает сложность изучаемого явления. Каждый из методов по-своему информативен, но большая их часть оценивает, прежде всего, сохранность физических функций, степень болевых ощущений и другие нарушения самочувствия. Недостаточное внимание уделяется субъективным переживаниям онкологических больных, которые определяют их оценку качества жизни. Внимание к качеству жизни в онкологии выдвигает на первый план оценку больным своего состояния и своей жизни в сложившейся ситуации, которые сопровождаются душевными переживаниями больного.

В НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова проводилось исследование с целью установления связи качества жизни с социально-психологическими характеристиками и особенностями отношения к диагнозу у пациенток с онкогинекологической патологией. Подробнее...

Н.Н. Петров: «Больной – это всегда человеческая личность, со всеми ее сложными переживаниями, а отнюдь не безличный случай».

Большинство методов лечения рака фокусируется на само заболевание, нежели на страдающего им пациента и его субъективные ощущения, которые составляют общее понятие «качество жизни». Метастатический рак в широком смысле этого слова является хроническим заболеванием, и поэтому очень важно сделать больного длительным партнером в его лечении, дав ему возможность быть осведомленным об этой болезни и снабдив его новейшими и существенными знаниями о той роли, которую он может сыграть в общей команде «борцов» за его жизнь и благополучие.

Субъективный характер качества жизни невозможно оценить без учета психологических параметров личности онкологического больного.

Повышение качества жизни

Для врача-онколога повышение качества жизни больного – это использование высокотехнологичных методов хирургических операций, которые позволяют сохранить полностью или частично физическую функцию больного или с помощью пластических операций уменьшить или устранить дефект. Применение эффективных, но малотоксичных препаратов в системной терапии, устранение болевого синдрома и другие возможности медицины, позволяю значимо уменьшить страдания онкологического больного. Естественно, что подобные меры улучшают не только физическое благополучие пациента, но и положительно воздействуют на его психологическое состояние, на его социальные отношения.

Онкологическое заболевание разрушает прежнюю жизнь человека. Даже если больной находится в ремиссии, он чаще всего никогда не сможет полностью восстановиться, т.е. продолжать жить так, как это было до болезни. Ему необходимо об этом знать и строить свою дальнейшую жизнь с учетом изменений, которые привнесла болезнь в его жизнь.

Более 100 лет назад Л.Н. Толстой писал в «Круге чтения»: «Болезнь есть одно из состояний, в котором может находиться человек во время жизни, и силы его должны быть направлены не на то, как выйти из такого положения, в котором он находится, а как наилучшим образом прожить в том положении, в котором он находится».

Заключение

В настоящее время, благодаря развитию медицинской науки, диагноз онкологического заболевания не является для больного приговором. При этом высокотехнологичная терапия, создавая онкологическому больному возможность выживания, характеризуется сопряженностью лечебного и токсического эффектов, что нередко приводит не только к функциональным нарушениям, но и к эмоциональным расстройствам у больных. На каком бы этапе течения болезни (включая ремиссию) не находился пациент, переживания, сопровождающие онкологическое заболевание и его лечение, влияют на то, как живет этот пациент, и определяют качество его жизни. В этой связи забота о качестве жизни пациента является одной из основополагающих задач в подходе к лечению онкологических больных, а стремление повысить качество их жизни служит компенсацией тяжелого лечения.

Качество жизни может быть улучшено, если больной адекватно оценивает свои возможности и корректирует ожидания. Этот процесс сопряжен с определенными психологическими трудностями, связанными с принятием болезни онкологическим больным, для разрешения которых может понадобиться помощь медицинских (клинических) психологов.

Вагайцева Маргарита Валерьевна - клинический психолог, научный сотрудник НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова

Оператор call-центра перезвонит Вам с 09.00 до 17.00 пн.-пт.

Оператор call-центра свяжется с Вами для подтверждения Вашего визита к врачу с 09.00 до 17.00 пн.-пт.