Лучевая терапия онкогинекологических больных

В НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова лучевая терапия в качестве самостоятельного метода или в сочетании с операцией назначается большинству онкогинекологических больных. Частота ее применения при инвазивном раке шейки матки - 70%, раке тела матки - 50%, раке влагалища – 90%.

Общие принципы лучевой терапии гинекологического рака в настоящее время являются достаточно определенными. Дистанционное облучение, позволяя сократить размеры первичной опухоли, направлено в основном на область тазовых лимфатических узлов. Внутриполостное или контактное лучевое воздействие (брахитерапия) имеет главной целью инактивацию первичного опухолевого очага.

Современное сочетанное лучевое лечение онкогинекологических больных представляет собой сложный многоступенчатый процесс, начинающийся с детальной оценки состояния пациента, стадии опухолевого процесса и заканчивающийся реализацией комплексного плана радиотерапии. Наиболее сложным и ведущим компонентом сочетанного лучевого лечения является брахитерапия. От качества проведения последней в конечном итоге зависит излечение первичного опухолевого очага, а также появление тех или иных осложнений.

Брахитерапия - это лечение злокачественных опухолей с применением радиоактивных источников, расположенных непосредственно рядом или внутри мишени.

Немного истории:
В России первое устройство для автоматической подачи источников при внутриполостном лечении больных раком женских гениталий разработал в 1961 г. А.А.Станкевич в радиологическом отделении НИИ онкологии им.проф. Н.Н.Петрова. В данной установке использовались источники кобальта-60 шаровидной формы. В дальнейшем A.A.Станкевич усовершенствовал этот аппарат, и в 1966 году применил в нем источники кобальта-60 цилиндрической формы. В радиологическом отделении НИИ онкологии им. проф. Н.Н.Петрова впервые в России стали проводить внутриполостное облучение на радиотерапевтической установке с подвижным, шагающим, источником кобальта-60, закрепленным на тросике.

В 1991 году на радиологическом отделении НИИ онкологии им. Н.Н.Петрова впервые в России прошли успешные клинические испытания аппарата "Микроселектрон ВМД" с шагающим источником иридий-192. Нами разработаны уникальные методики компьютерного дозиметрического планирования при лечении гинекологического рака на этом аппарате и получены три патента на изобретение.

В настоящее время отделение радиологии ФГБУ «НИИ онкологии им. Н.Н.Петрова» Минздрава России оснащено самым современным оборудованием, предназначенным для радиотерапии гинекологического рака.

Это брахитерапевтический комплекс для лучевой терапии, производства фирмы «Нуклетрон» (Нидерланды).  На брахитерапевтическом комплексе проводится предлучевая подготовка, планирование радиотерапии, ее симуляция и проведение лучевой контактной терапии опухолей всех локализаций гинекологического рака. Брахитерапевтический комплекс фирмы «Нуклетрон» отличается высокой степенью безопасности для пациента и персонала, очень надежен и удобен в работе. Комплекс является уникальным в области радиотерапии и не имеет российских и зарубежных аналогов.

В настоящее время мы располагаем значительным опытом в лечении онкогинекологических больных методами лучевой терапии. С 1986 года пролечено более 5 000 пациенток, страдающих гинекологическим раком, то есть проведено 17 000 сеансов облучения.

Брахитерапия в лечении злокачественных опухолей у онкогинекологических больных в нашей стране используется неоправданно мало. Причина этого, главным образом, - в недостаточной обеспеченности онкологических учреждений России современной брахитерапевтической аппаратурой.

Автор статьи:
заведующий отделением радиотерапии, заведующий научным отделением-ведущий научный сотрудник, врач-радиотерапевт